B2B маркетплейс: как построить и управлять этим «лайнером»

Лемон
17. 10. 2019
B2B маркетплейс: как построить и управлять этим «лайнером»

Максим Наумкин, основатель и директор по развитию ecommerce-агентства Compo, об основных бизнес-моделях B2B маркетплейсов и управлении этим «лайнером».

Маркетплейсы для бизнеса становятся все популярнее, и сейчас самое время занимать перспективные, относительно пустующие ниши. С точки зрения управления торговые B2B площадки можно сравнить с лайнерами: мало выбрать верный курс в бушующем океане e-commerce, важно также просчитать риски и обход препятствий.

Особенности B2B маркетплейсов

Стартапы маркетплейсов B2C — уже пройденный этап. Укрепиться на этом рынке новым площадкам становится все сложнее: конкуренция слишком велика, риски высоки, рынок заполнен предложениями. Было много попыток соревноваться с «Яндекс.Маркетом», Aliexpress и крупными интернет-гипермаркетами типа Ozon или Wildberries, но успешные примеры выделить среди них сложно. При этом B2B-маркетплейсы можно отнести к недооцененным ресурсам, позволяющим со временем закрепиться и на розничном рынке, как это в свое время сделал Alibaba.

По мировой статистике, 83% оптовых покупателей ищут продукт непосредственно на торговых сайтах, 77% предпочитают делать это с помощью поисковиков, а на долю оптовых или B2B маркетплейсов приходится 34%. Объемы онлайн продаж растут на 10−15% ежегодно, и торговые площадки играют в этом не последнюю роль. По прогнозам Ecommerce Foundation и Университета Найнроде, к 2020 году на них будет приходиться 40% продаж онлайн. Так, через крупнейшую B2B-площадку Alibaba ежемесячно «проходит» 200 млн пользователей. Объем продаж сервиса составляет 43% от общей суммы продаж e-commerce в Китае. На российском рынке пока нет проекта, сравнимого по значимости с ведущей китайской площадкой. Реализованных проектов B2B-платформ в России немного, успешные — исчисляются единицами, что обусловлено большой сложностью запуска подобных стартапов.

Что нужно для успешного запуска?

Для начала необходимо определиться с рядом параметров и задуматься:

  • На какую аудиторию вы рассчитываете? Интересно ли потенциальным покупателям ваше предложение? Какой уровень сервиса необходим? Какие дополнительные услуги нужны потенциальным продавцам и покупателям?
  • Что будете продавать: товары или услуги? Каков минимальный объем заказа? Планируется узкая или широкая специализация проекта? Как сейчас происходит поиск поставщиков и покупателей на рынке? Какая информация о товарах необходима для принятия решения о покупке?
  • Вы собираетесь работать с компаниями в пределах России или за рубежом? Какие документы и разрешения необходимы для сделки?
  • Как привлекать клиентов на площадку? Сколько это может стоить?
  • Кому поручить реализацию проекта и стратегии? На какой IT-платформе будет реализован проект?
  • Как лучше монетизировать ваш проект: оплата за заказ, листинг или дополнительные услуги? Будет ли происходить оплата товаров и услуг через вашу площадку или непосредственно на сайтах компаний?

На успешном старте проекта может отразиться любой нюанс. Разбираться лучше с каждым в отдельности.

Что будете продавать?

B2B-платформа создается для организации оптовых продаж, где покупателями выступают представители бизнеса. Так, например, сервис Aliexpress (B2C) работает преимущественно с потребителями, а Alibaba (B2B) связывает между собой производителей и поставщиков и клиентские фирмы.

В любом случае, площадка может быть ориентирована на узкий сегмент рынка или отличаться широким ассортиментом предложений.

На универсальных площадках можно приобрести товары различного назначения: от продуктов питания до одежды, от косметики и бытовой химии до сельскохозяйственной техники и станков для заводов. На Yorso24 собраны предложения поставщиков морепродуктов. Сервис предлагает создание онлайн-каталога продукции, помощь в осуществлении прямых поставок рыбной продукции от производителей, решение проблем логистики, ведение документооборота.

По специализации маркетплейсы могут быть нишевыми (вертикальными) — как в примере с Yorso24. На площадке агрегируются предложения нескольких продавцов одного типа. На сайте Marketmixer можно найти информацию об остатках товаров и ценах более 400 магазинов шин и дисков. Можно узнать не только о ценах от поставщиков, но и о ценах конкурентов на рынке.

Другой тип организации — горизонтальные маркетплейсы: продают товары в нескольких различных категориях, связанных некой объединяющей характеристикой. Пользователей площадки VTBconnect объединяет то, что все они обслуживаются в банке ВТБ. Это обеспечивает безопасность проведения сделок, дает возможность привлечения дополнительных источников финансирования и бесплатно использовать каталог продукции.

Безалкогольные напитки
Зелень, коренья, грибы
Овощи, фрукты, бобовые
Орехи, сухофрукты, мед
Масло, специи, соусы, маринады
Хлебобулочные изделия
Консервы
Рыбная продукция
Молочная продукция
Яйцо и яичные продукты
Крупы
Полуфабрикаты, концентраты
Чипсы, поп-корн
Чай, какао, кофе
Кондитерские изделия
Мясная продукция
Макаронные изделия, мука
Детское питание
Продукты для диеты и диабетиков
Алкогольная продукция